![](../images/seryakova_w700_h455.png)
Для чего и зачем нужен учитель - логопед в детском саду?
В настоящее время логопед – это достаточно распространенная профессия, в виду значительных масштабов проблемы речи у современных детей.
Развитие ребенка – это путь истины, поиск удивительного начала своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Детский возраст наиболее благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи. Речь ребенка – это не только средство коммуникации, но и важнейший показатель его интеллектуального и психического развития. Учитель – логопед является специалистом, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни. Это человек, который не только исправит речь, избавит от ошибок чтения и письма, но и тот, кто поселит в душе ребенка надежду и уверенность в собственных силах, что поможет в дальнейшем девчонкам и мальчишкам добиться успеха, найти интересную и престижную работу.
Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом. Но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным. Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.
На что же обратить внимание у своего ребенка: если в 3-3,5 года: ·ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения; ·в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения; ·он не повторяет за Вами слова, ·или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой); если в 4 года: ·у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов), ·не может запомнить четверостишье, ·совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма); если в 5-6 лет: ·все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»); ·ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке, ·допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании). Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду. Функции учителя-логопеда: • проводит углублённое логопедическое обследование для определения структуры и степени выраженности имеющихся нарушений; • планирует направления и содержание индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы; • осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии речи и психических процессов Что развивает и корректирует логопед? • понимание речи; • правильное произношение (развитие дыхания и просодики, воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия); • словарный запас; • грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.); • связную речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать). • психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие); • мелкую и общую моторику (подготовка руки к письму); Этапы коррекционной работы: • диагностический: определяется состояние звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи, особенности развития психических процессов; • подготовительный: формирование артикуляторной базы, развитие фонематических и психических процессов; • коррекционный: постановка, автоматизация и введение звуков в самостоятельную речь, усвоение и совершенствование лексико-грамматических категорий, привитие навыков коммуникации. Сроки коррекционной работы зависят: • индивидуальных, возрастных и психологических особенностей; • уровня развития психических процессов; • регулярности посещения занятий; • участия родителей в коррекционном процессе; • степени сложности речевого нарушения.
В нашем детском саду логопедическую помощь начинают оказывать детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет. Диагностику речевого развития детей старших и подготовительных групп, посещающих садик, и их готовности к школьному обучению логопеды проводят в начале учебного года для своевременного оказания помощи. Остальные детки младших и средних групп обследуются в течение учебного года. Набор детей в логопедическую группу осуществляется один раз в год. Обучение проводится на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Занятия с логопедом являются прекрасной подготовкой перед школой, поскольку правильная речь – одно из основных условий успешного обучения. Успехи и удачи вашего ребенка во многом зависят от степени его адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни и высоким требованиям школьной программы. Ведь известно, чем раньше начнётся коррекционная помощь, тем она эффективнее.
В заключение хочу пожелать детишкам расти здоровыми, умными, добрыми, а родителям — терпения в кропотливом труде воспитания и обучения. И помните, что детство – это этап подготовки к будущей жизни.
Предлагаю вашему вниманию консультации для родителей